Рассказываем, как самостоятельно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если вы уже нашли средства для стартового капитала, определились с формой работы и составили бизнес-план.
Для регистрации бизнеса в форме ИП вам понадобится минимальный набор документов: паспорт, свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН), квитанция об оплате госпошлины и заявление на регистрацию по форме №Р21001, которую можно найти на сайте ФНС.
В форме указываются ФИО индивидуального предпринимателя, номер ИНН, паспортные данные и место жительства. Обязательно впишите в заявление действующий электронный адрес, так как именно на него придут документы, подтверждающие регистрацию или сообщение об отказе.
Во второй части формы необходимо вписать коды ОКВЭД, о которых подробнее расскажем ниже.
В 2021 году процедуру регистрации ИП упростили. Теперь ехать в налоговую не обязательно, а ряд способов подачи заявления позволяет не платить госпошлину в размере 800 рублей.
Классический вариант — это личная подача заявления в ФНС по месту жительства. В таком случае вам понадобится полный пакет документов с копиями паспорта и ИНН. Предварительно нужно оплатить пошлину и приложить квитанцию.
Если решите отправить документы по почте заказным письмом, копии документов придется заверить у нотариуса, а значит к госпошлине добавятся дополнительные расходы.
Лично можно подать документы через МФЦ. Отделения работают по предварительной записи, поэтому вам не придется ждать в очереди, как при обращении в налоговую. Еще один приятный бонус — платить не придется, копии при наличии оригиналов можно не заверять.
Заявление и документы можно подать дистанционно на сайте ФНС или через портал госуслуг. Заверять ничего не нужно, достаточно загрузить сканы оригиналов. Если у вас есть усиленная электронная подпись, регистрация ИП бесплатная.
Срок оформления регистрации для всех вариантов — 3 рабочих дня с момента поступления заявления в ФНС.
В случае отказа на электронную почту придет список причин, и у вас будет 3 месяца, чтобы повторно отправить документы и заявление. Платить госпошлину еще раз не нужно.
Выбор кода ОКВЭД важная часть оформления индивидуального предпринимателя. Он необходим для ФНС и Росстата, влияет на режим налогообложения, а также будет одним из факторов, который может привлечь внимание налоговой во время проверок.
Обычно предприниматели указывают в заявлении 5-6 кодов, которые состоят из четырех цифр основной группы. Если вашему бизнесу подходят только определенные виды деятельности, указанные в ОКВЭД, не забудьте прописать в форме подгруппу.
Например, в группу с кодом 86.90 «Деятельность в области медицины прочая» входит подгруппа 86.90.2 «Деятельность организаций судебно-медицинской экспертизы», которая очевидно не подойдет санаторию-курорту, поэтому в заявлении нужно указать код 86.90.4 «Деятельность санаторно-курортных организаций».
Из действующих в 2022 году режимов индивидуальные предприниматели чаще всего выбирают упрощенную (УСН) или патентную (ПСН) системы налогообложения. После регистрации ИП в действие вступает общий режим, поэтому, если вы хотите перейти на УСН или патент, к общему пакету документов нужно приложить заявление на применение выбранной системы налогообложения.
У каждого режима есть свои особенности и ограничения. Например, режим ПНС включает в себя только 63 вида деятельности, а УНС может рассчитываться как по доходам, так и по чистой прибыли.
Упрощенная система налогообложения с 2021 года имеет две базовых ставки, учитывающие уровень дохода ИП и количество сотрудников, но региональные власти также имеют право изменять ставки. Например, в Тульской области для предпринимателей, которые ведут деятельность с кодами ОКВЭД 62 и 63 (кроме 63.9) на период 2022-2026 гг. установлена пониженная налоговая ставка.
Перед началом работы предпринимателю также следует позаботиться о таких важных моментах, как регистрация онлайн-кассы и подключение эквайринга, уведомление Роспотребнадзора о начале работы (для торговли в розницу, точки общепита и ИП, оказывающих услуги физическим лицам).
Чтобы избежать проблем, связанных с оплатой налогов, составьте график отчетности. Например, по УСН платежи вносятся по кварталам, общий итог подводится в конце года. Налоговая декларация подается каждый год до 30 апреля.
Организуйте хранение документов. Вести документы бухучета индивидуальным предпринимателям не нужно, но каждая операция вносится в Книгу учета доходов и расходов (КУДиР). Ее можно заполнять как в электронном виде, так и печатном, но электронную версию придется распечатать и прошить в конце года, иначе ИП получит штраф во время проверки.
Самостоятельное оформление ИП не такое сложное, как кажется на первый взгляд. Если вы четко понимаете, чем именно будет заниматься фирма, начните с подбора кодов ОКВЭД для заявления и оформления усиленной электронной подписи, которая пригодится не только для упрощенной регистрации, но и при работе с контрагентами.
Заявление на УСН или патент можно подать в любое время после регистрации ИП, проконсультировавшись с опытным бухгалтером.
А если вам необходима консультация по получению денежных субсидий от государства на развитие бизнеса, звоните или приходите в МКК Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства.
Ваша заявка на получение займа на бизнес успешно оформлена. Мы с вами свяжемся для уточнения информации в ближайшее время, спасибо!
По любым вопросам звоните по телефону:
+7 (4872) 52-20-71
И мы дадим вам развернутый ответ и проконсультируем по нашим услугам
Спасибо за ваш вопрос! Мы ответим вам на указанный email!
По любым вопросам вы также можете позвонить по телефону:
+7 (4872) 52-10-80