О сезонности бизнеса обычно говорят, если продажи товаров и услуг привязаны к конкретному событию или времени году. Причем по типу спроса сезонный бизнес может быть как событийным, спонтанным (ремонт бытовой техники, уборка с помощью спецтехники, праздники), как и планируемым (ремонт в квартире, чистка бассейна, кухни под заказ).
В этой статье мы расскажем о преимуществах сезонного бизнеса, подводных камнях в выстраивании продаж в зависимости от типа спроса и разберем пример бизнеса с выраженной сезонностью. Особенно материал будет полезен начинающим предпринимателям и тем, кто только собирается открыть свое дело.
Возможность попробовать себя в роли предпринимателя. Для ситуаций, когда ресурсы ограничены и вы сомневаетесь, стоит ли брать кредит на открытие бизнеса, можно начать с минимальными вложениями. Например, в новогодние праздники купить костюмы Деда Мороза и Снегурочки, написать развлекательную программу для детей разных возрастов и разместить объявление с предложением услуг в соцсетях или профильных площадках.
Сравнительно небольшие вложения на старте. Бизнес с сезонным трендом, например, прокат лыж, елочный базар, отличный вариант для тех, кто хочет начать бизнес, но не уверен в своих предпринимательских способностях. Ограниченный по времени спрос дает возможность сосредоточиться непосредственно на продажах без продумывания сложных стратегий маркетинга и автоматизации операционных задач.
Возможность тестировать бизнес-идеи. На пересечении знаний, навыков и предпочтений может возникнуть ни одна, а несколько идей. В сезон предприниматель может запустить услугу или товар, не добавляя в основную ассортиментную линейку, собрать обратную связь от горячей целевой аудитории и на основе информации доработать продукт или отказаться от затеи до того, как вложит в нее ресурсы.
Гибкая нагрузка для владельца бизнеса. Большинство предпринимателей работают в режиме 24/7, даже если уже прошли точку безубыточности и делегировали операционные задачи персоналу. Но такой вариант может быть удобен не всем, поэтому сезонный бизнес может стать отличным решением для тех, кто ищет временный заработок.
Принимая решение об открытии собственного бизнеса нужно учитывать возможные риски и сложности, которые связаны с конкретной бизнес-моделью. Разберем наиболее характерные.
Планирование расходов и доходов. В сезонном бизнесе как в поговорке нужно готовить сани летом. Составьте список постоянных (аренда, зарплата сотрудников, коммунальные услуги) и переменных (расходные материалы, товары для перепродажи) издержек на весь сезон. Оцените маржинальность продукта, прикиньте, сколько средств нужно на рекламу. Кстати, в случае с сезонным бизнесом расходы на аренду часто становятся маркетинговыми расходами, потому что на продажи сильно влияет проходимость и наличие вашей целевой аудитории на локации.
Подготовка к продажам. В среднем сезонные продажи длятся от 2 до 5 месяцев в год, поэтому в таком бизнесе каждый день на счету. Рекомендуем заранее решить организационные моменты, особенно если это связано с наймом сотрудников, протестировать оборудование и продумать маркетинговую стратегию. Все как в регулярном бизнесе, но в меньшем масштабе.
Сложность управления спросом. Товары и услуги событийного спроса привлекают горячую аудиторию, поэтому решающим становится закрытие конкретной проблемы. Например, туристу зимой на курорте нужен прокат лыж, и он скорее выберет тот, где сможет получить всю необходимую экипировку. В новогодние праздники большей популярностью пользуются елочные базары, которые предлагают не только елку, но и красивые наборы игрушек, гирлянды и небольшие подарки, чтобы не тратить время на походы по магазинам и сразу примерить украшения.
После каждого сезона анализируйте работу. Какие были сложности, где допущены ошибки, какие решения оказались удачными и почему. Такой разбор поможет развить ваши предпринимательские навыки и, если решите продолжать бизнес, составить план действий на будущий сезон с учетом ошибок.
Расширяйте продуктовую линейку. В сезонном бизнесе с событийным спросом один клиент равен одному чеку, поэтому стоит подумать, за счет чего можно увеличить средний чек и соответственно прибыль. В некоторых случаях ассортимент помогает отстроиться от конкурентов и привлечь больше потенциальных клиентов.
Рассмотрите варианты изменения бизнес-модели. Снижение рисков часто достигается за счет масштабирования. Например, в первый год вы можете продавать услуги Деда Мороза и Снегурочки, а на следующий — работу аниматоров на детских днях рождения. Или летом открыть прокат велосипедов и роликов, а зимой — лыж и коньков. Главное правильно оценить ресурсы для масштабирования.
Используйте несезон для работы с аудиторией. Если спрос на продукт планируемый, а не событийный, у вас есть больше возможностей для работы с клиентами. Можно работать со стратегией продвижения, подогревая интерес, предлагая предпродажи, чтобы кассовые разрывы между сезонами были не настолько выраженными.
Локальные точки продаж с сезонными товарами и услугами — хороший вариант для начинающих предпринимателей, так как позволяет проверить свои силы в бизнесе с минимальными вложениями и ограниченным периодом продаж. В зависимости от результатов вы можете масштабировать результаты или двигаться дальше, тестируя новую бизнес-идею.
Независимо от того, что вы выберите в итоге, мы будем рады помочь с воплощением задуманного. Для консультации по открытию малого бизнеса и предоставлению займов для ИП и ООО обращайтесь в «Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства» по адресу г. Тула, ул. Кирова, д. 135, корп 1 (вход со стороны ул. Марата).
Ваша заявка на получение займа на бизнес успешно оформлена. Мы с вами свяжемся для уточнения информации в ближайшее время, спасибо!
По любым вопросам звоните по телефону:
+7 (4872) 52-20-71
И мы дадим вам развернутый ответ и проконсультируем по нашим услугам
Спасибо за ваш вопрос! Мы ответим вам на указанный email!
По любым вопросам вы также можете позвонить по телефону:
+7 (4872) 52-10-80
И мы вам перезвоним
Спасибо за ваш вопрос! Мы скоро свяжемся с вами!
По любым вопросам вы также можете позвонить по телефону:
+7 (4872) 52-10-80