Регистрация в качестве самозанятого занимает примерно пять минут, а для работы не нужно никакой отчетности, кроме чеков, которые создаются в официальном приложении ФНС «Мой налог» без применения контрольно-кассовой техники. Именно на основании информации, указанной в чеках, рассчитывается сумма налога на профессиональный доход.
Ранее мы уже рассказывали о том, как индивидуальным предпринимателям работать с самозанятыми, и о документах, которые им нужны для отчетности в налоговую. Теперь подробнее остановимся на том, что необходимо указывать в чеках плательщикам налога на профессиональный доход, как аннулировать чек или внести в него изменения, какие правила действую относительно передачи отчетной документации.
Чтобы создать чек, необходимо зайти в кабинет мобильного приложения «Мой налог» и нажать кнопку «Новая продажа». В открывшемся поле заполнить данные об операции:
Наименование товара или услуги. Здесь можно указывать как общее наименование услуги, если у вас заключен договор ГПХ с предпринимателем или юридическим лицом, так и конкретное название товара или услуги. Например, репетитор может указать: «Образовательные услуги по английскому языку (4 урока)», а кондитер: «Торт “Красный бархат” 8 кг».
Стоимость. В поле вносится точная сумма, перечисленная контрагентом исполнителю. Если самозанятый работает по предоплате, которая составляет часть от полной стоимости товара или услуги, можно фиксировать оплату отдельными чеками, дополнительно указав в названии «предоплата».
Название организации и ИНН. Данные обязательно указываются при работе с ИП и организациями, в противном случае чек будет оформлен на физическое лицо. При этом, если оплата была с расчетного счета, а в документе указано физическое лицо, при налоговой проверке могут возникнуть сложности. Обязанность по сообщению ИНН возлагается на покупателя.
После подтверждения операции в личном кабинете приложения «Мой налог» будет сформирован чек, содержащий наименование документа, дату и время платежа, информацию о самозанятом и форме налогообложения (НПД), внесенную плательщиком налога на профессиональный доход информацию о товаре и услуге, а также QR-код, информацию о контрагенте и об операторе электронной площадки или банка.
Уникальный номер чека в системе налогового органа присваивается автоматически вместе с отправкой данных в ФНС. Дополнительно уведомлять налоговую или передавать данные не нужно.
Приложение «Мой налог» позволяет аннулировать любой чек, выданный с момента регистрации в качестве плательщика налога на профессиональный доход, в двух случаях:
если производится возврат средств,
если чек сформирован ошибочно.
В личном кабинете нужно перейти в соответствующий чек, выбрать в центральном меню опцию «Аннулировать» и указать причину. Внимательно проверьте платежный документ, так как после удаления восстановить данные не получится. Система автоматически пересчитывает сумму дохода и налога, что можно увидеть на главной странице приложения.
Если при формировании чека была допущена ошибка в наименовании услуги или организации, дате или сумме оплаты, необходимо аннулировать ранее выданный чек с пометкой «сформирован ошибочно», а после создать новый с корректными данными.
Система позволяет создать чек задним числом без штрафов и пени, если самозанятый не меняет сумму в чеке. Если же расчетный период прошел, и при корректировке изменилась величина дохода, ФНС может удержать пени (1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки) или наложить штраф за опоздание с чеком (20% от суммы расчетов, но не менее 200 рублей).
Законодательство обязует самозанятого передать сформированный чек контрагенту любым удобным способом:
лично, распечатав документ из приложения;
по мобильному телефону, в мессенджере;
по электронной почте, если заказчик предоставил ее;
сканированием индивидуального QR-кода с чека.
Все эти способы равнозначны с юридической точки зрения. Для удобства плательщик налога на профессиональный доход может выбрать один из способов для всех клиентов.
При работе с предпринимателями и юридическими лицами рекомендуем зафиксировать способ передачи чека в договоре ГПХ для защиты своих интересов, так как ответственность за непредставление чеков ложится на самозанятого: 20% от суммы в первый раз и полная сумма расчета за повторное нарушение (ст. 129.13 НК РФ).
Работа самозанятого легче и понятнее с точки зрения регистрации и отчетности, чем у ИП и организаций, благодаря официальному приложению ФНС «Мой налог». Чтобы разобраться в том, как формируются, корректируются и аннулируются чеки, хватит 10-15 минут. Главное, вовремя и точно вносить информацию о поступлении оплаты, не забывая указывать ИНН для юридических лиц и предпринимателей, и передавать чеки заказчикам, чтобы избежать штрафов.
Ваша заявка на получение займа на бизнес успешно оформлена. Мы с вами свяжемся для уточнения информации в ближайшее время, спасибо!
По любым вопросам звоните по телефону:
+7 (4872) 52-20-71
И мы дадим вам развернутый ответ и проконсультируем по нашим услугам
Спасибо за ваш вопрос! Мы ответим вам на указанный email!
По любым вопросам вы также можете позвонить по телефону:
+7 (4872) 52-10-80
И мы вам перезвоним
Спасибо за ваш вопрос! Мы скоро свяжемся с вами!
По любым вопросам вы также можете позвонить по телефону:
+7 (4872) 52-10-80